Как пытались завербовать Лукашенко и в чем сила Беларуси. Разбираемся в белорусской политике
Возможность проводить самостоятельную внешнюю политику давно уже стала роскошью в современном мире. Роскошью, которую себе могут позволить далеко не все государства. Посмотрите вокруг. Восточная Европа практически безоговорочно следует в фарватере американского внешнеполитического курса. Подчинены воле Вашингтона или Брюсселя и другие европейские страны. Недавний показательный пример. Вы уже, наверное, слышали, что Словения на ближайшие годы займет место непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Беларусь, подавшая свою заявку еще в 2007 году, на протяжении 15 лет была единственным претендентом от региона на это место. Но в 2021-м Любляна неожиданно решила составить Минску конкуренцию. Может быть, Словения вдруг разработала безупречный план по укреплению в мире безопасности и стабильности? Отнюдь. Ее бывший премьер-министр публично заявил, что в этой ситуации выполняет поручение Европейского союза и США.
Доходит до абсурда. Брюссель и Вашингтон вводят санкции против тех, кто не присоединяется к их санкциям. Подчиняют силой. То есть кто-то просто не может позволить себе эту роскошь - независимую внешнюю политику, а кому-то и вовсе не позволено. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, как Беларусь отказалась от роли санитарного кордона и почему выбрала путь многовекторного сотрудничества, как пытались завербовать Александра Лукашенко и за что на Западе его прозвали "тоталитарным диктатором". И самое интересное - кто на самом деле уже давно потерял свой суверенитет? Небольшой спойлер. Это точно не Беларусь.
Как зарождалась внешняя политика Беларуси?
Что отличает белорусскую внешнюю политику?
Что сегодня происходит в Европе?
Какие цели преследует Беларусь?
Что Беларусь предлагает мировому сообществу?
Союз Беларуси и России - это потеря суверенитета?
Как зарождалась внешняя политика Беларуси?
Еще до прихода к власти в 94-м году Александр Лукашенко заявил: "Государственность Беларуси - не разменная монета, но и не икона. Это достояние, которым нужно распоряжаться во благо народа". Внешнеполитическая стратегия у Беларуси тогда отсутствовала: власти боялись брать на себя ответственность и за гораздо менее значимые направления. Александр Лукашенко же сразу назвал своим важнейшим приоритетом восстановление на равноправной и взаимовыгодной основе бездарно уничтоженных связей с постсоветскими странами, создание и поддержание на должном уровне репутации Беларуси как надежного и выгодного партнера, активного участника мировой и региональной политики.
Буквально через пару месяцев, видя, что в Беларуси избрали молодого Президента, в страну приехал американский инвестор Джордж Сорос. Известен он был не своими бизнес-проектами, а фондами, которые, словно паутина, разрастались на постсоветском пространстве. И к Александру Лукашенко у него было "дельное" предложение: в обмен на финансирование белорусского Президента просили повернуть страну на Запад. Эдакая политическая вербовка. Все звучало очень красиво, но по факту Беларусь хотели сделать частью санитарного кордона в составе прибалтийских стран и Украины, который бы отделил Россию. Но Беларусь пошла своим путем, и это очень задело Соединенные Штаты.
"Я стал "тоталитарным диктатором", когда отказался проводить политику и писать учебники под диктовку Запада. Это уже мой период - середина 90-х после распада Советского Союза - когда к нам толпами приезжали в "тоталитарное" государство и предлагали мне. Деньги давали. Сорос первым приехал, деньги привез на историческую правду, на учебники и так далее. Я ему честно и искренне сказал: господин Сорос, вы больше к нам не приезжайте, я не буду проводить эту политику. И вот тогда я стал "тоталитарным диктатором", тогда я стал ненавистным. И наша страна в том числе. За что? За то, что мы хотели писать сами свои учебники. За то, что мы сами хотели выстраивать свою жизнь, быть суверенными и независимыми", - вспоминал Александр Лукашенко на встрече с учащимися в День знаний.
Что отличает белорусскую внешнюю политику?
Беларусь - это дом в центре Европы с окнами на Восток и Запад, с выходом на Юг и Север, отмечал Александр Лукашенко. Такое расположение обязывает сотрудничать со всеми. Это была одна из причин, почему Беларусь не захотела побыстрее сбежать в Европу: страна уже находилась здесь, причем в самом ее центре. Так начинался суверенный путь независимой Беларуси: не за конфронтацию с соседями, не за территориальный передел, а за миролюбие, многовекторное сотрудничество и за союз с Россией.
Помните цитату Отто Бисмарка? "Политика есть учение о возможном". "Железный канцлер" считал, что политика, если она эффективная, имеет дело только с реальностью, с достижимыми целями. А все, что лежит за гранью возможного, это не политика, а пустые декларации.
"У нас нет излишних геополитических амбиций, но нет и комплекса аутсайдера. Мы испытываем гордость за свою страну. Уважая все нации и государства, имеем полное право требовать такого же уважения к себе. Беларусь - европейская страна с добротной развивающейся экономикой, спокойной общественно-политической ситуацией, межконфессиональным миром и порядочной, ответственной внешней политикой. Мы никому не создаем проблем, а только помогаем их решать, если нас об этом просят", - сказал Президент в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в 2018 году.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Андрей Савиных отметил, что Беларусь всегда проводила ярко выраженную внешнюю политику, которая направлена на укрепление сотрудничества, доверия и, главное, на партнерское взаимодействие.
"Причем мы делали это всегда открыто, транспарентно. Мы никогда не имели двойной повестки дня либо каких-то скрытых целей. Исходили из того, что мы все вместе должны построить мир, в котором каждая страна будет формировать свое развитие. Это, на мой взгляд, принципиальная основа белорусской дипломатии", - подчеркнул Андрей Савиных.
В то же время депутат констатировал, что Беларусь далеко не всегда сталкивалась с подобным отношением со стороны западных партнеров. Они очень часто декларировали одни принципы, а на практике реализовывали совсем другие. "Они говорили о взаимном доверии и укреплении мира, а на самом деле пытались обеспечить себе привилегированное положение и добиться более выгодных экономических условий взаимодействия. Причем они использовали не просто манипуляции, но и скрытые механизмы, меры принуждения, давления. Они никогда не пытались построить мир равноправных международных партнеров. Для них всегда мир представлялся эдакой иерархией, в которой они занимали, естественно, верхние позиции", - заметил парламентарий.
Что сегодня происходит в Европе?
Интересно, что чем громче голос Беларуси звучал на международной арене, чем эффективнее становилось ее сотрудничество с главным союзником, тем яростнее оппоненты власти кричали о потере суверенитета: мол, все решения принимаются по указу Москвы. Хотя, казалось бы, посмотрите на Европейский союз. Да, если вы станете его членом, получите заветный "шенген". Но цена этого "шенгена" будет уже не 60 или 30 евро, а отказ от львиной доли суверенных политических прав. Более 60% норм, регулирующих экономическую жизнь, утверждается в Брюсселе. Члены Евросоюза могут проводить только согласованную внешнюю политику. А при выработке этой самой общей политики вес малых стран, тех же прибалтов, имеет чисто символическое значение. Кто там заправляет, вы знаете. Вот и ходят они строем, стараясь выслужиться перед сильными мира сего. Вам не стыдно смотреть на наших прибалтийских соседей? В своем желании выслужиться они забывают об элементарном достоинстве.
Помните, недавно Вашингтон науськивал Вильнюс ссориться с Китаем. Удивляются даже британцы: "Одна из самых маленьких стран Евросоюза всерьез конфликтует с одной из ведущих экономик мира - и парадоксально, но считает, что выигрывает от этого". Литва действительно выиграла от этого конфликта: сотрудничество с Китаем у нее было на уровне ниже среднего, а дивиденды от выполненного заказа из Вашингтона - выше обычных.
"Американцы раскололи Европу, а сейчас надо приструнить ее. И они, европейцы, упрекают вас (страны ОДКБ. - Прим.), и меня в том числе, что мы суверенитет тут теряем и так далее. Да господь с вами! Вы давно его уже потеряли. Как можно оценить и как можно относиться к тому, что они отказались от дешевых энергоносителей из России и берут в 3-5 раз дороже? Это что такое? Наклонили, в нужное место шило вставили, и осталось совсем немного, чтобы они рухнули и валялись на земле. И они еще упрекают кого-то в потере суверенитета! Какого суверенитета? В глобальном масштабе идет жестокая драка, битва. Неизвестно, чем закончится", - буквально недавно заметил Александр Лукашенко.
Какие цели преследует Беларусь?
Как бы кто ни мечтал, Беларусь не буферное государство и не вассал той или иной страны. Не камешек между жерновами, как когда-то высказался Александр Лукашенко. Напротив - история и география дали белорусам уникальный шанс. И белорусы смогли им воспользоваться. Пока кто-то выполняет поручения Вашингтона, заискивающе поглядывает на Брюссель, мы идем своим путем.
"Совершенно очевидно, что одна из ключевых опор, на которой зиждется реальный суверенитет любого государства, - это независимая внешняя политика. А наша внешняя политика еще и твердо стоит на огромном созидательном потенциале нашего народа. В принятии тех или иных решений мы идем, как очень точно подметил глава нашего государства, от земли и от жизни. И никакое давление нас не может свернуть с этого пути. В конечном итоге наша внешняя политика направлена не на какие-то мифические или абстрактные ценности, а на совершенно конкретные цели - наши национальные интересы", - заявил министр иностранных дел Сергей Алейник.
Это, по его словам, прежде всего обеспечение национальной безопасности, создание условий для устойчивого развития экономики и повышения благосостояния граждан. "Это возможность дать нашим детям право спокойно жить и развиваться на своей родной земле, в своей родной стране, не оглядываясь ни на кого, - добавил он. - Мы видим, что этот путь непрост, но он того стоит, и поэтому мы последовательно продвигали и будем продвигать независимый внешнеполитический курс нашей страны на международной арене".
Что Беларусь предлагает мировому сообществу?
В то же время глава внешнеполитического ведомства отметил, что у Беларуси никогда не было глобальных амбиций, она всегда реально оценивала свою роль и место в мировом балансе сил. При этом многие белорусские инициативы выходили на глобальный уровень и получали серьезную поддержку на мировой арене.
На рубеже 2000-х Беларусь стала одним из активных разработчиков Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким оружием и стрелковыми вооружениями. По инициативе Беларуси Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о мерах против расизма. Чуть позже республика выступила разработчиком и координатором резолюции о запрещении производства новых видов оружия массового уничтожения.
В 2005-м Александр Лукашенко с трибуны ООН призвал международное сообщество принять меры в борьбе с торговлей людьми. Успешный белорусский опыт был замечен другими странами, и в итоге, начиная с 2006 года, Генассамблея ООН регулярно принимает инициируемую Беларусью резолюцию. А через несколько лет по белорусской инициативе был одобрен глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.
Суверенитет - это не только государственные символы и очерченные на карте границы. Это способность мыслить стратегически и влиять на международную повестку дня.
Союз Беларуси и России - это потеря суверенитета?
Но вернемся немного назад. Так почему же белорусские власти обвиняют в сдаче суверенитета? Мол, все решения принимаются по указанию Москвы. Все просто: одним колет глаз успешное развитие сотрудничества между Беларусью и Россией, другие опасаются их военного потенциала, а третьи… А третьи вот уже который год не знают, чем еще можно упрекнуть белорусские власти, кроме мифической "сдачи суверенитета". О потере независимости оппозиция (причем, как правило, беглая) кричала и в 90-х, когда власти отказались отрекаться от истории, и на рубеже 2000-х, когда подписывался Договор о создании Союзного государства, и сейчас, когда Беларусь и Россия успешно углубляют интеграцию. Но логика феноменальна у всех критиканов: "Разместите в стране базы НАТО, пустите сюда американских генералов - и Беларусь станет самым суверенным из всех суверенных государств". Ну-ну.
"Те люди, которые бы хотели, чтобы произошла реальная потеря суверенитета, чтобы Беларусь впала в зависимость от кого-то из глобальных игроков, выдают желаемое за действительное", - подчеркнул Андрей Савиных.
Он обратил внимание на то, что происходит с суверенитетом многих стран Восточной и Западной Европы - они его на самом деле уже давно потеряли. "То есть эти страны делегировали право принимать решения о том, как они будут жить, другим центрам силы. Например, те же страны ЕС большую часть времени думали не о собственной безопасности, а делегировали право защиты Соединенным Штатам Америки. Сегодня, когда происходят катаклизмы, Соединенные Штаты навязывают такой экономический порядок, который, вне всякого сомнения, ведет к деиндустриализации, нестабильности, повышенным расходам на вооружение и обрекает континентальную Европу на роль периферии, полуколонии этого нового макрорегиона. И таких примеров множество. Навязывается внешнеполитический курс, который очень часто противоречит интересам народов этих стран", - отметил депутат.
Да, Беларусь и Россия координируют свою внешнюю политику и поддерживают друг друга на международной арене. Но исключительно как партнеры, даже друзья. Если бы Беларусь сдала свой суверенитет, уж поверьте, она - а точнее, ее лидер - не смогла бы сыграть решающую роль в разрешении ситуации с ЧВК "Вагнер". Основой белорусской внешней политики всегда будут государственный суверенитет и независимость. Для белорусов это не разменная карта, а святая, непреходящая ценность, постоянно подчеркивает Александр Лукашенко.
"Никакой речи о потере суверенитета нет. Мы видим недостатки в Советском Союзе, в Евросоюзе. То есть выстраивая наши отношения в союзе, мы можем этого избежать. Сегодня мы настолько образованны и умны, что, не теряя суверенитета ни России, ни Беларуси, можем выстроить такие отношения, которых нет ни в федеративных, ни в унитарных государствах. Нам, чтобы установить тесные отношения, не надо включать в свой состав другие государства. Не надо включать никого. Надо выстраивать отношения как два суверенных государства", - подчеркивал Александр Лукашенко, когда Беларусь и Россия взялись за реализацию союзных программ.
Посмотрите на Украину и Прибалтику, где заброшены заводы и фабрики, где навсегда утрачены уникальные компетенции и навыки. А ведь в свое время по экономическому развитию они были вровень с Беларусью, а кое в чем и превосходили ее. Теперь эти страны стали рынками сбыта для западных производств и дешевой рабочей силой для их корпораций. И Литва, если бы ее власти руководствовались национальными интересами, давно могла бы стать партнером Беларуси в атомной энергетике. Она бы получала дешевую электроэнергию и, самое главное, наращивала компетенции своих специалистов. Но Евросоюзу безразличны национальные интересы литовского народа, ему главное устранить конкурента, и он ставит перед руководством страны совершенно иные задачи: как можно громче кричать об опасности Белорусской атомной станции.
"Когда страна теряет самостоятельность собственного развития, она ориентируется на предпочтения и желания центра силы, который ей управляет, и старается делать то, что может противоречить ее собственным интересам, но вызывает положительную реакцию в этих центрах. Потом это может выразиться в дополнительном финансировании. Причем очень часто происходит разделение интересов элиты, которая руководит этим государством, и простых людей", - заметил белорусский парламентарий.
В чем сила Беларуси?
Несмотря на недружественные шаги со стороны Запада, в Беларуси по-прежнему считают, что путь конфронтации во внешней политике тупиковый. Республика готова выстраивать отношения со всеми странами и союзами, но с одной оговоркой - только на основе равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела. По-моему, это справедливо.
Причем Беларуси интересно развивать сбалансированные и разнообразные связи со всем внешним миром. Белорусская концепция многовекторности у некоторых вызывает много вопросов. Но на самом деле тут все до банального просто. Когда в стране говорят о многовекторной внешней политике, это не означает, что она между Востоком и Западом. Она по всем направлениям - там, где у Беларуси есть интересы, прежде всего экономические. В этом вся суть.
Многие государства восхищаются Беларусью. "Сила Беларуси и вашего Президента - это то, что нас вдохновляет и гарантирует мир в Европе", - заявляли в кулуарах недавней встречи Движения неприсоединения в Баку. Зарубежные коллеги Сергея Алейника признавались, что им важна всегда взвешенная оценка ситуации с белорусской стороны.
"Я думаю, что наша сила в честном взгляде на мир, который мы продвигали с момента обретения независимости нашего государства. У нас обостренное чувство справедливости. И мы продвигаем нашу внешнюю политику, опираясь на эти базовые вещи - честный взгляд на мир и обостренное чувство справедливости. Это формирует сильную опору нашего внешнеполитического курса, которого мы придерживаемся и который будем дальше продвигать. Что еще особенно важно и ценно - наша сила заключается в готовности отстоять свои национальные интересы. Кроме нашего народа и его интересов, у нас нет больше гегемонов. Это та основа, от которой мы можем отталкиваться и быть уверенными в завтрашнем дне", - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.
За прошедшие несколько десятков лет с момента обретения независимости Беларусь столкнулась с разными обстоятельствами. Переживала и потепление, и кризисы как в отношениях с партнерами, так и в контактах с Западом. Сейчас мы противостоим неприкрытому давлению и агрессии. Хотя давайте будем честны: это Запад противостоит нашей способности проводить суверенную внешнюю и внутреннюю политику, а Беларусь живет своей жизнью. И по-прежнему наши главные цели - благополучие граждан, добрые отношения со всеми соседями, безопасность и мир.-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.